История строительства и развития Генического морского порта неразрывно связана с историей создания и становления самого Геническа.До недавнего времени Генический порт было принято считать южными воротами Азова, ведь почти всю свою историю порт являлся стержнем города.
Строительство казенного порта в Геническе приходит на середину 1896 года. До этого в городе кроме пирсов не было никаких признаков портовых сооружений. В это время в Геническе идет бойкая торговля, и активное развитие рынка сбыта. Подъем зерновой экономики Мелитопольского и Днепропетровского уездов заставил искать исходный морской путь для отправки зерна, муки, соли и шерсти за границу, на европейские рынки. Молодой Феодосийский порт не в состоянии был принять зерно и другие коммерческие грузы, а Севастополь, как военно-морской укреплённый пункт, противился каким либо операциям коммерческого характера.
Все это способствует к заинтересованности в увеличении морских перевозок, в следствии был поднят вопрос о необходимости строительства порта в нашем городке. Была определена территория и вскоре проведено государственное отчуждение земельного участка.Министерство торговли и промышленности разработало программу постройки Генического порта, с осадкой для судов 3,5 метра. Это неверное решение об ограниченной глубине и создало для него особо высокие накладные расходы, связанные с перегрузкой на океанские пароходы. Морские суда большого тоннажа не могли заходит в порт, оставались на рейде. Так мёлководный, порт стал терять свое значение. Но к 1912 году порт был построен быстрыми темпами, в две очереди, грузооборот его поднялся до 16 миллионов пудов экспорта зерна и трех-четырех миллионов пудов грузов районного и местного значения. Морской транспорт стал дешевле железнодорожного. Порт был оборудован приводным каналом длиной в 2,5 километра, деревянной пристанью в 78 метров и 26-ю поперечными пирсами для погрузки соли, выгрузки угля и других грузов.
Как утверждают коренные жители, в отдельные дни на Геническом рейде одновременно могли находиться 18 иностранных пароходов, а на погрузке ежедневно было занято работой до 800 человек. Для увеличения безопасности судоплаванья, в 1900 году было завершено строительство генического берегового маяка.Сегодня некогда оживленный порт «занепал», но хочется верить, что в скором времени он снова станет важнейшим градообразующим предприятием города.
В материале использованы фотографии Сергея Волкова и Дмитрия Кондрашина.
Жалко порт. Помню, как баржи по каналу песок возили…