6 марта 2016 года исполнилось двадцать лет как покинул этот мир художник, теоретик искусства и педагог Николай Писанко и сто шесть лет со дня его рождения. Философия и эстетика Н.Н. Писанко и важность его значения как художника в непреходящем и востребованном, как современниками так и будущих поколений — творчество в котором на первом месте художественность, поэтичность и ответственность художника за свои деяния.Позиция художника — глубокое и уверенное убеждение того, что искусство имеет огромное влияние на человечество и делает его гуманным и жизнеспособным. Насущная потребность человеческого духа его устремленность к красоте создают движение, прогресс, движет разум к новым эволюционным вершинам. Опоэтизирование, воплощение прекрасного во всем что присуще человеку в лучших его проявлениях. В этом и есть ТАЙНА ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА. ПИСАНКО.
Искусство по его убеждению должно интересоваться идеями высокой нравственности и красоты. Для него служение искусству было смыслом жизни. Масштабность и многоплановость его деятельности не оставляли Писанко ни времени ни желания заниматься саморекламой и афишированием своего имени. Он всегда повторял, что в искусство надо приходить с искренностью желаний, помыслов с чистыми руками и душой. В других вариантах есть другие формы себе применения, например продавать пирожки, тоже полезное занятие. Любимым выражением Николая Писанко было, что любовь за пять копеек не купишь. Критерии которые он предъявлял и с которыми Художник должен приходить в искусство это обладание воображением, фантазией, умение мечтать, иметь поэтическое восприятие мира, умение любоваться природой, видеть в проявлениях жизни красоту, иметь идеалы и стремление создавать большие идеи. И самое главное цель и задачи. Ты приходишь на это поприще для коммерческих целей и «нарисовать себя», или быть одним из участников борьбы за красоту и высокие жизненные идеалы.
Его КАЖДЫЙ ДЕНЬ Творчества был заполнен загружен реализацией идей -это написание картин, эскизов, зарисовок по памяти и с натуры. Ведением дневников и записей размышлений. Написанием писем и прочтением приходящей почты. Одновременно возле него постоянно находились посетители – ученики, друзья и все те кто нуждался в его общении, как мыслителя и врачевателя человеческих душ. Постоянно включен приемник – Свобода, Голос Америки, Би-би-си. Новости, классическая музыка. И разговоры , разговоры, дискуссии от порога до Бога. Ничего лишнего только о искусстве, а Бог главный участник (так как ВСЁ сотворил) и главный свидетель происходящего, жития – бытия уверовавших в Божественное, в ИСКУССТВО. При всем, при этом — столпотворении мыслей, людей, звуков, дыма сигарет , выпитого кофе, а иногда и с «розовым» ликером по технологиям Лидии Николаевны Троицкой (жены Писанко) вывезенным из Ферганской долины, параллельно и одновременно рождалась у нас на глазах его живопись, рисунки. Его безграничная любовь к Украине, знание её не как чего то абстрактного, а как огромного живого организма сотканного из драматизма истории, песен-души, духа козацкого, мудрости народной, квитучей и живописной нашей земли — все это отразилось в его творчестве.
Он понимал значение и влияние украинского языка ибо язык это одновременно и духовное и материальное выражение нашей души. Николай Николаевич с чувством большой тревоги говорил о том что народ перестал петь, а песня душа народа. Он отзывался об этом как о трагедии века и разрушении нашего экгрегора. Островки этнокультуры в так называемых домах культуры и эстрада, это искусственное не живое, а как бы Эхо от того, что рождал и пел народ. А эхо есть эхо, вы знаете, что это такое, это пустой звук. Пассивная форма, чужеродного организма. Писанко в двадцатые годы был свидетелем, когда на улицы и переулки местечка Александрии вечером после трудов праведных выходило более тысячи мужчин и пели перед сном грядущим. Тихо пели, но воздух звенел и вибрировал, и душа маленького Николая трепетала и радовалась и плакала вместе с песней. Это был НАРОД, это было единение. Ходили на работу с песней, работали с песней, шли с работы с песней. Сейчас народ не поет. Народа нет. Есть население, граждане, физические и юридические лица и уже заготовлено в эти дни для всех понятие «биометрические субъекты». Мы уже БИОМЕТРИЧЕСКИЕ, как Вам это нравится. Рот при этом для лишних звуков вообще нельзя открывать. А как напоминание постоянное будут электронные браслеты. Пришло электронное рабство. Слава Богу, что Писанко до этого не дожил.
Писанко остро ощущал тот уровень падения нравов, морали, исчезновение вековых традиций к концу двадцатого века. Ведь он еще был свидетелем жизни начала двадцатого века до превращения человека в Советского субъекта. Слова совесть, справедливость перестали быть актуальными, как -то стали старомодными, старорежимными, не в чести. Для него было дико исчезновение юбок на женщинах. Он рисовал бабу в штанах и мужика на коленях перед ней. Гротеск, сарказм ,?! Нет, реальность жизни. Мужское пьянство и безответственность воспринимались уже как что то естественное ,потому что были повсеместно. Ему претила эстрада с раскрашеными дивами и лохмоногими джазменами. Мир становился сплошным китчэм (вторичная продукция). Это раздражало и вызывало у художника удивление, как можно запросто превращать общечеловеческие ценности в балаган дешевого пошиба. Разваливание сознания, уничтожение традиций и национальной культуры алкенами – это программно. Он боролся с силами Зла оружием силы Добра, искренности, силой того генетического Духа который на протяжении веков ковали и оттачивали украинские казаки. Он был одним из характерников, из их Рода племени.
Отец художника Николая Осадчего после ухода Писанко спросил у сына, а кто это был у нас ? И на ответ, что был художник, возразил: нет Коля, он колдун! В нем действительно было что то колдовское. Я с ним общался не три дня а тридцать лет. Масштабность его души, увлечений, сверх работоспособность, появление каждый день новых работ, идей были для современников магнитом, который притягивал доброжелательностью, искренностью и многогранностью таланта.
Деятели мира культуры бывшего СССР знали его, общались, вели переписку. Писанко периодически был приглашаем для чтения лекций в Киев, Таллинн, Казань и другие города. После скандального доклада в Москве и перепалки с А. Дейнекой, возглавлявшим Академию Художеств СССР в конце пятидесятых, после чего он в этом городе больше не бывал. Больше всего приспособленцев строящих коммунизм из райкомовских кабинетов раздражала в Писанко его несговорчивость, негибкость, непрогибаемость, неумение жить по коммунистически. «Кому на, кому не». Нколай Николаевич как то спросил у меня: «кто интереснее живет, у кого время длиннее по твоему, у меня или секретаря райкома?». Время все расставляет по своим местам кто помнит «райкомовских секретарей»? А его помнят и чтут незлым тихим словом.
Железный век — двадцатый век прошелся катком по миллионам человеческих судеб. Испытания физические и морально – психологические прошли через всю его жизнь. Настойчивость характера , жизнерадостность и оптимизм вели его по жизненному пути сквозь все бури и преграды. Прожил он свободную, интереснейшую жизнь наполненную смыслами, планами, творчеством среди природы Приазовья. Дышал чистыми морскими ветрами, всегда видел радугу во весь горизонт над морем, ловил рыбу, купался до первых морозов, сидел часто у костра на берегу моря или Сиваша, любовался закатами над ним. Он был свободен от всего на свете, только не от творчества, а оно приносило ему радость, счастье оправданного реализованного бытия. Он создал в Геническе свой мир , уютный наполненный поэзией, литературой, музыкой, общением, холстами, маслом, ватманами, акварелями, гуашами, атмосферой здорового увлеченного творчества.
Прогулки по сивашской степи или по приазовской, выходы в море на лодке на веслах или под парусом — это всегда были путешествия образовательно — информационного плана. Каждый раз ты возвращался уже другим обогащенный опытом и знаниями полученными от Великого Мастера. Это была в буквальном смысле школа жизни, художественные университеты которые мы вбирали в себя как губка воду. Киевляне и гости из други столиц, приезжали в Геническ к нему, как в Мекку, затерянный мир, к художнику который сознательно устроил свой мир и жил по своему образу и подобию и которому было чем поделиться. Многим не хватает силы воли и решительности чтобы что то изменить в своей судьбе чтобы жить как он хотел бы.
Писанко всегда был сознательным хозяином, руководителем своей судьбы. Он много раз круто изменял свою судьбу бросая все ради свободы дающей право на творчество. Он один был как тридцать три академии вместе взятые. «Дутые академические авторитеты» в столицах боялись и ненавидели Писанко как черт ладана и еще намного больше. В шестидесятые годы национально – активно настроенные деятели всяческих искусств и наук в Киеве хотели сделать его знаменем национального движения на Украине. Рассудочность и разум Писанко отказались от участия ради продолжения и завершения программ творчества. Наша задача ныне еще живущих и знакомых с его творчеством и жизнедеятельностью оставить о Писанко память в любых формах изложения . Человек – «Глыба», посеявший зерна в художественном мире искусств которые будут еще многие годы всходить и приносить урожай — плоды разумного, доброго, вечного, должен быть известен Всем кому интересен Мир Изоискусства.
Владимир Шпак – ученик Н.Н. Писанко