Курортный сезон в Геническе и на Арабатской стрелке благополучно завершился, пришли суровые осенне-зимние ветра и погоды, которая, как известно, не бывает у природы плохой, а бывает разной! Расстраиваться однозначно не стоит — это был хороший сезон, который подарил нам теплые воспоминания, что позволяет легко пережить холодную зиму (впрочем, искренне надеемся, что все-таки с отоплением, а не памятью единой!).Но уже не первый раз при подступах «неболдинской» осени буквально в воздухе витает вопрос: а почему, собственно говоря, сезон должен заканчиваться?! Не правильнее ли и выгоднее для нашего региона будет расширить временные рамки отдыха в Геническе и на Арабатке, сделать сезон круглогодичным?
Кто был в Европе (например, в Чехии) — тот прекрасно знает: полно мест, куда можно поехать в абсолютно любое время года, что в июне, что в декабре — и все равно хорошо отдохнуть и получить удовольствие. Причем выгоду получает не только турист — принимающая сторона всегда «в профите» за счет поступлений. Варьируется только цена и условия отдыха. Все это работает при налаженной инфраструктуре и наличии определенного курортно-туристического потенциала данного региона.
Но посудите сами, здраво, без лишнего куража и патриотизма на уровне «порву майку за свою тарантайку», а руководствуясь лишь постулатами чистого разума: разве наш край, наши природные ресурсы и места чем-то уступают чешским?! Положа руку на сердце: ничем не уступают и даже превосходят. Такой природной красоты, ландшафтов, как у нас, и во всей Европе найдешь немного! А разве наше минеральные источники чем-то хуже тех, что расположены в Карловых Варах, например? Ответ — вся разница только в инфраструктуре, обслуживании и раскрутке (маркетинге). Вопрос времени, техники, вложенного труда и финансов, разумеется.
Стоит отметить: помимо природного потенциала, Арабатка обладает богатейшим историческим наследием, многолетним опытом в сфере лечения и оздоровления. В сочетании с развивающимся уровнем сервиса и соответствием ожидания потребителя (то бишь, туриста) все эти «фишки» вполне способны вывести регион на самые передовые позиции. Не только в рамках Украины — но и всей Европы, подчеркиваем это!
За счет расширения рамок курортного сезона и увеличения доли оздоровительного туризма в общем турпотоке, а также за счет внедрения современных методов управления объектами курортной индустрии валовая реализация субъектов туристической деятельности стремительно возрастет, но возникает другой вопрос: готовы ли наши чиновники пойти на такой шаг и в корне изменить систему — не на словах, а на деле? Ведь регионы, «заточенные» под круглогодичный туризм, нуждаются в определенных подвижках и коррективах. Например, в образовательной части — за счет сокращения или увеличения каникул. Лозунг «Все для туризма» должен перестать быть лозунгом и превратиться в аксиому, целенаправленное действие. И на местном уровне (не говоря уже о государственном) не должно быть никаких препятствий, проволочек и.т.д. Все должно функционировать как единый механизм. Но это — качественно иной уровень.
В тоже время нет никаких сомнений: итогом расширения рамок курортного сезона, стратегического укрепления позиций Арабатской стрелки на перспективных рынках туризма будет конкретный результат. С финансовой точки зрения — в будущем это существенно увеличит количество туристов и, соответственно, налоговые поступления от отрасли в местные бюджеты. В свою очередь, имиджевые, культурные, рекреационные, инфраструктурные и другие улучшения для региона идут несомненным «бонусом».
Возможно, в этом случае основной акцент в позиционировании и продвижении рекреационного комплекса Арабатской стрелки будет смещен с сугубо пляжного отдыха на курортное лечение и оздоровление. К этому надо быть готовым. Здоровье — это тоже товар, за который во всей Европе (и мире) готовы платить.
В результате диверсификации видов туризма, стимулирования развития экотуризма, культурно-познавательного туризма, событийного туризма (культурные и событийные фестивали уже сегодня достаточно часто проводятся в Геническе — и с немалым успехом), наконец, экстремальных видов туризма (вспомним хотя бы серферов — шторм 12 октября отнюдь не стал помехой для их кульбитов!) будут существенно расширены рамки активного курортного сезона, расширена сеть туристических маршрутов и экскурсий, в разы вырастет количество организованных туристов. И наш регион должен быть готов их принять и «переработать» — в том плане, чтобы у отдыхающих оставалось приятное впечатление и желание снова сюда вернуться. Постоянные клиенты — важнейший фактор развития!
Не стоит забывать, что везде, и в Европе, и в мире многие города выживают и развиваются исключительно за счет круглогодичного туризма — не располагая более никакими ресурсами и возможностями. И справляются.
Геническ и Арабатская стрелка потенциально давно готовы к этому пути — расширению рамок сезона и круглогодичной системе организации отдыха и досуга. Но, как всегда, нужны конкретные шаги, направленные на осуществление этого дерзкого, но вполне реалистичного проекта…