Что мы на самом деле знаем о периоде раннего средневековья в нашем регионе, о наших предках, живших здесь много тысячелетий назад? Да в том-то и дело, что почти ничего! Подавляющее большинство имеющейся информации носит вторичный характер, и в этом море шаблонов и мистификаций теряются истоки, крупицы нашей настоящей истории. Перебирая пальцами сухой песок, мы не замечаем настоящих жемчужин, сокрытых в своих раковинах.
Сегодня мы хотим поведать Вам об одном уникальном животном (да-да, не удивляйтесь!), имеющем колоссальное культурно-историческое значение для всего нашего края. И потрясающе прочную связь с наследием наших очень далеких предков. Ниточку из тьмы тысячелетий… Это животное — тур.
Читаем в википедии: [I]Тур (лат. Bos primigenius или Bos taurus primigenius) — парнокопытное животное рода настоящих быков семейства полорогих. Первобытный дикий бык, прародитель современного крупного рогатого скота.[/I]
Ныне тур считается давно вымершим. Последний экземпляр этого быка на Земле исчез с 1627 году. Виновник гибели туров — человек. Он не только активно истреблял леса, в которых они жили, но и рьяно охотился на него.
Когда-то очень давно туры в изобилии водились в здешних местах. Более того, они считались священными животными! Как об этом узнали? Помогли веские археологические находки.
Еще в 1987 году в акватории Азовского моря, пролив Тонкий, совсем рядом с Геническом, нашли затонувшее древнее судно неизвестного происхождения. Помимо различных судовых фрагментов, кувшинов и амфор, была найдена деревянная скульптура длиной под два метра, которая некогда украшала нос корабля. Это и был тур!
Нос найденного корабля изображает голову крупного рогатого животного. Спереди она близка к изображению тура или быка, в профиль — лося. Голову животного венчают два больших рога, направленных вперед-вверх. Под рогами с боков, с большим мастерством, вырезаны выразительные глаза. В целом скульптура очень впечатляет, как олицетворение сильной и доброй мудрости. Голова скульптуры переходит в мощную шею — грудь, которая является своеобразным основанием всей скульптуры. Нижняя часть скульптуры имеет снизу глубокий, треугольный в сечении продольный паз. По-видимому, это часть приспособления для креплений носового украшения к корпусу судна. Вместе с тем нет никаких признаков, указывающих на то, как именно соединялась скульптура с кораблем. Скорее всего, самая нижняя часть скульптуры со следами крепления отпилена по какой-то причине в древности. В пользу этого говорят следы поперечного спила, с частичным обламыванием на нижней кромке находки.
Общая длина скульптуры составляет 1 метр 65 сантиметров. Скульптура изготовлена из нижней, вместе с прикорневой и корневой, части ствола дерева. При этом голова вырезана из прикорневой части, а рога из корней дерева. По внешнему виду древесина скульптуры напоминает кедр. Ее радиоуглеродный анализ, выполненный в Институте геохимии и физики минералов АН Украины, дал дату 970 — 1050 гг., т.е. конец X — середина XI веков.
Любопытно, что никаких аналогий этой уникальной находке в судовой археологии восточной Европы просто нет!
Тем не менее, из летописей и мифологии, мы хорошо знаем, что в средневековье наши особое значение придавали именно туру, он был весьма почитаем, и именно древние славяне придумали украшать им свои корабли.
Так, в песне о Соловье Будимировиче носовая и кормовая части его корабля описаны следующим образом:
[I]Нос, корма по-туриному,
Бока взведены по-звериному[/I]
Помимо этого, в славянских летописях встречается огромное количество упоминаний о туре. Он встречается в песнях и былинах, в играх и колядках, и даже майские праздники до сих пор у разных народов именуются «турицами». А в обрядах было принято рядиться в «тура», само животное считалось не только священным, но и… человекоподобным!
В чем же причина такого сильного почитания? Некоторые ученые связывают это с тем, что на быках пахали поле или с их важностью для пропитания наших предков. Но звучит это, признаться, не слишком убедительно. Ведь не существовало же, в конце концов, культа лошадей или собак, помощников в хозяйстве! Да и охотились на многих животных, но ни одно из них не приравнивали к священным или человекоподобным.
Здесь на помощь приходит мифология. Ведь у наших предков отчетливым образом прослеживается тот самый «культ быка»! Тот самый, существовавший во многих местах древнего мира. Его отголоски можно найти в древнем Риме, Греции, Египте, Шумере, Индии и так далее. Даже «боги» время от времени становились быками, как, например, Зевс или Ра. Особое место занимал «культ быка» в загадочной крито-микенской культуре. И все это почитание быков длилось на протяжении многих тысячелетий!
Но где же истоки? Они уводят нас очень глубоко в историю, на 13 тысяч лет назад… в ту самую легендарную Атлантиду! Ведь именно в ней изначально возник «культ быка», о чем, в частности, упоминает Платон, а также есть ряд других свидетельств.
Атлантида, как правило, окружена ореолом «сказочности» и мистификаций. Но, на самом деле, это результат отдельных спекуляций на это тему, а настоящая Атлантида действительно погрузилась на дно во времена всемирного Потопа вследствие существенного повышения уровня Мирового Океана, более, чем на 100 метров (!) датируемого как раз тем временем (примерно 12 с половиной тысяч лет назад, что подтверждено последними исследованиями и данными океанографии). Относительно большой остров, находившийся тогда на поверхности, отчетливо прослеживается на картах дна Атлантического океана. Он находился в зоне благоприятного климата и условий, поэтому нет никакой мистики или загадок в том, что там могла существовать земная цивилизация — возможно, слегка опередившая другие, возникшие к тому времени. Чему помогали «боги», в частности, Ра (чьим символом в том числе был бык), успешно и долго правивший до Потопа.
Обо всем этом можно прочитать в научной литературе, нас же интересует главное: получается, быки почитались потому, что символизировали «богов», высшую силу и власть на Земле того времени. А древние славяне очень хорошо были знакомы с последними, отсюда и большое число ритуалов и обычаев на эту тему, сохранившихся по сей день. Также и украшение кормы кораблей символом тура.
Любопытно, что древнего шумерского бога Энлиля называли «свирепым быком неба и земли». Между тем, мы хорошо знаем, что в результате послепотопного раздела Земли между «богами» во владения Энлиля досталась территория современной Турции и все прилегающие территории. В том числе — наши земли, Геническ и Арабатка, что были тогда одной из главных «баз» древних властителей. О чем красноречиво свидетельствуют те же генические катакомбы, хранящие часть очень древних секретов и технологий, которые впечатляют больше, нежели самые современные достижения. Мы писали об этом в отдельном материале. Энлиль был суровым «богом», требующим от людей строгого и безусловного подчинения. И порядки наводил… гм-м, тяжелой рукой. Но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.
Интересно, что и его главный соперник, Энки изображался как змей — но тоже с бычьими рогами! Что-то за всем этим стоит ключевое, определяющее…Не находите?
До Потопа и какое-то время после него «боги» делились с людьми знаниями и умениями, но впоследствии сочли это ненужным и даже опасным для себя. Вследствие этого 5500 год до н.э. считается своеобразным «водоразделом», этапом Нового Мира: мира запретов и табу на «знание богов». Как раз примерно тогда возникает и трипольская культура, но она несет в себе лишь вопиюще малые обрывки прежних знаний… Самое важное необходимо искать ранее. Или находить буквально по «ниточкам» — как в случае с туром, «культом быка», то немногое, что было сохранено нашими предками.
Что касается тура, то благородное животное сумело дожить здесь примерно до 12-13 века уже нашей эры. А потом антропогенная деятельность сделала свое черное дело, и остался лишь символ…
Возможно ли сегодня по этим тонким «ниточкам» размотать всю древнюю историю, хотя бы в том, что касается нашего края? Это будет сделать крайне сложно, учитывая скромность имеющегося материала, но мы сделаем все, что в наших силах.
И будет вполне справедливо если тур, священное животное древних славян, неотъемлемая часть истории нашей местности, станет одним из важнейших символом Геническа и Арабатской стрелки.
В публикации использована научная литература: ЗЛЕНКО В., ШАПОВАЛОВ Г.И., ТРИПОЛЬСКИЙ И.Л.
ФОТО: Дмитрий Солоп