Казалось бы, что общего может быть у таких всемирно известных архитектурных сооружений как сверкающий белоснежными «морскими раковинами» Сиднейский оперный театр и символ современной столицы Великобритании – Лондонский небоскрёб-«огурец», с нашим Геническим железным мостом? На первый взгляд, вроде бы ничего. Однако в определённом смысле эти сооружения являются «родственниками», ведь проектировала и строила их одна и та же австрийско-немецкая инженерная фирма «Вагнер-Биро», основанная в 1895 году и продолжающая свою деятельность и поныне. Несправедливым пока остаётся лишь то, что зарубежные «собратья» нашего моста известны на весь мир, а «вагнеровский отпрыск», одиноко повисший над проливом Тонкий, числится в «бедных родственниках». Но это пока что, ведь в планах у энтузиастов раскрутить «Железный мост» в Геническе не только как памятник архитектуры, возведённый на рубеже новой и новейшей истории, но и как туристический арт-объект современности.
Железный мост, ассоциирующийся у большинства местных разве что с хорошим местом для спокойной умиротворяющей рыбалки, но привлекающий внимание людей приезжих, на самом деле обладает удивительной историей, которая, однако, пока не раскрыла всех своих секретов. Известно, что появление проекта этого моста и, возможно, скорая его реализация относятся к 1915 году. То бишь, ныне Геническая достопримечательность недавно отметила свой вековой юбилей. Согласно имеющимся письменным свидетельствам, над проливом Тонкий сооружение воздвигли в 1951 году, доставив его в разборном виде из белорусского города Орша. А вот где он был установлен изначально и когда именно, «раскопать» пока не удалось.
Тем не менее, известно, что конструкция сборно-разборного моста, получившая название системы «Вагнер-Рот» по фамилии её изобретателя инженера Фридриха Рота (1878-1940), появилась в годы Первой Мировой войны (1914-1918 гг.). Примечательна эта система тем, что строились такие мосты навесу. Стоило это очень дорого, но сам процесс возведения протекал довольно быстро – за день удавалось построить 26 метров. Наверху моста располагалась подъёмная установка по типу крана, перемещавшаяся по мере его удлинения, а элементы, составляющие сооружение, обирались по принципу современного конструктора «Лего». До Второй Мировой таких мостов было построено 14 и, разумеется, в военные годы конструкция пользовалась особой популярностью ввиду того, что с её помощью можно было быстро наладить сообщение через реки или восстановить его на местах разрушенных мостов. Кстати, железный мост в Геническе появился в десятке метров от разрушенного в период военных 40-х деревянного железнодорожного моста.
А особое внимание конструкция привлекла к себе в связи с прошедшим по весне слухом о якобы планируемой разборке моста. Окончательной или нет – неважно, ведь, скорее всего, в Геническе его уже бы не наблюдалось. В качестве спасительного мероприятия активистами города планировалось организовать флэшмоб. Звучало также предложение перекрасить сооружение в патриотические жёлто-голубые тона, противников которого, кстати сказать, было не меньше, чем сторонников, ведь чем привлекает мост, как не своим особым, «местами поржавевшим» колоритом?
Слухи о демонтаже конструкции не подтвердились, а мост привлекал к себе всё больше внимания. Обратили на него свой взор также херсонские историки и краеведы из проекта COYC (South Ukrainian Culture – «Культура Юга Украины»), которые совместно с турпорталом Геническа и Арабатской Стрелки sea-family.in.ua и инициативной группой из районного Дома культуры, предварительно проведя обширную исследовательскую работу, в минувшую субботу организовали при поддержке районной и городской властей уикенд, посвящённый столетию нашего железного моста.
Динамичным, исполненным экспрессии танцем открыл мероприятие Владимир Майлунис, темпераментно звучали над проливом «биты» барабанщиков из коллектива Счастливцевского СДК «Атэш». В этот день награды и памятные призы получили победители фотоконкурса «100 лет – 100 селфи» от мэра города Александра Тулупова, вручившего кружки с изображением «виновника торжества» – железного моста. Само сооружение, возвышающееся над окутанными лёгкой мглистой дымкой тумана сивашскими заводями, тоже выглядело непривычно. Накануне ребята из группы URBAN COYC под покровом темноты (не потому что хотели что-то скрыть, а по причине того, что на в перспективе культурно-туристическом объекте абсолютно отсутствует освещение) развешивали плакаты и баннеры с тематическими надписями и изображениями.
— Ночью поднялся сильный ветер и один из кубов с фотографиями сорвался и упал, — рассказывает краевед из Херсона Сергей Дяченко. — И представляете, упал не в воду, а застрял между балками конструкции, поэтому с утра мы могли водрузить его на место. Видимо, это счастливый мост, а вы, геничане – счастливые люди.
В подготовке и проведении мероприятия, в программу которого также были включены интереснейшие лектории, приняли участие председатель райсовета Андрей Евстратов, райдеп Николай Николенко, депутат горсовета Анатолий Харламов, руководитель «Горжилстроя» Сергей Бубнов, директор КП «Азовкоммунсервис» Сергей Ананьев. «Соусовцы» поделились интересными идеями о том, как можно облагородить и окультурить мост, сделать его более туристически привлекательным, чтобы при этом он, однако, не потерял своей аутентичности.
Новые сувениры из Геническа
Один из участников проекта Андрей Луста продемонстрировал участникам лектория гайки, «отвинченные» с моста. Конечно, никто не разбирает по частям один из символов нашего города. Но эти гайки, изготовленные по предварительно снятым меркам да ещё и окрашенные в тона потемневшего от времени моста, могут стать одними из самых раскупаемых в городе сувениров. К ним и шутливый сертификат от «Waagner-Biró» прилагается. Так можно «разобрать» мост не разрушая его, а наоборот, участвуя в сохранении исторического памятника.
Реализуются ли многие креативные идеи, предложенные проектом URBAN COYC, во многом зависит от поддержки их местной властью и самими геничанами. Но, в принципе, люди приезжие уже всё за нас сделали, даже привезли готовый пример для сувенира. Осталось лишь поставить на поток. И хорошо бы, чтобы это не штамповалось кем-то, кто захочет на этом поразжиться, а было изготовлено каким-нибудь местным мастером. Может, в будущем появятся именные гайки с изображениями символов Геническа или даже «романтические» гайки наподобие замков, которыми молодые пары символично увековечивают свою любовь. Но для начала не помешало бы всё-таки залатать дыры в асфальтном покрытии и провести на мост освещение, чтобы обезопасить прогулки по нему.
Напоследок поспорили и о том, как долго провисят экспонаты, оставленные на мосту.
— А мы специально не будем снимать их, — заявила куратор проекта Юлия Манукян. — Это своего рода вызов городу. В человеке очень много разрушительного. Но и вандалы могут любить свой город.
И в этом случае даже не актуален вопрос: а есть ли за что любить свой город. Это вопрос, в первую очередь, самоуважения, а затем уже уважения к месту, которое приютило тебя на этой большой земле.
Кроме того, в этот день было очень много интересных докладов. О вероятной связи территории нынешнего Генического района с упоминаемыми греческими писателями амазонками рассказывал Андрей Лопушинский из Херсона. Историю о том, что объединяет Генический храм Свято-Рождества Богородицы с Кизилташским монастырём в Крыму, в связи с чем и улица Красного Октября переименована в Монастырскую, поведала научный сотрудник нашего музея Дина Варакина. А юные краеведы из Генической ООШ №1 под руководством преподавателя Анжелы Подзолковой презентовали свои исследовательские работы о таинственных катакомбах, которые, возможно, тоже станут одним из туристически привлекательных объектов города. Если, конечно, их раскопать. А стены художественного салона РДК украшали фотоработы известного одесского художника Сергея Полякова с видами Геническа, которые, по его мнению, скорее всего, сохранятся и через 100 лет. Возможно и вы, уважаемый читатель, станете частью истории родного края, как знать?
Вечером вниманию гостей РДК была представлена премьера театральной постановки «Распродажа жизни» в исполнении актёров театра «Ренессанс», срежиссированная Верой Ховриной при участии танцевального коллектива «Тандем» (хореограф Яна Малеева). Одноимённый спектакль впервые был поставлен в Геническе 100 лет назад действовавшим тогда театром «Ренессанс». Символично, что круглая дата спектакля совпала с вековым юбилеем железного моста.
Николай ГОРОДЕЦКИЙ, «Приазовская правда»
Фото: Сергей Поляков и графическая работа Артура Айметова