Сокровища Генического края

А знаете ли вы, как связаны между собой наша Херсонщина и бессмертное произведение Дж. Толкина «Властелин колец», увековеченное одноименной кинотрилогией? Известно ли вам о том, что возведённый в звание классического вруна барон Мюнхгаузен бывал на территории современной Херсонской области? Слыхали ли вы когда-нибудь о том, что всемирно известный герой мифов древней Греции Ахилл тоже ступал по землям южной Украины и тому есть материальные свидетельства, сохранившиеся до наших дней?

Об этих интересных фактах и о многом другом говорили во время тренинга-семинара «Музей в современном пространстве», который прошёл в Геническе в конце прошлого месяца. Мероприятие, организованное инициативной группой URBAN COYC (SouthUkrainianCulture – «Культура Юга Украины»), провели представители проекта, прибывшие из Херсона. В работе форума, приоритетными направлениями которого стали Генический краеведческий музей и туристически привлекательный объект архитектуры старый железный мост, приняли участие соорганизаторы мероприятия – туристический портал Геническа и Арабатской Стрелки sea-family.in.ua, работники музея, районного Дома культуры, участники молодёжного объединения stARТ при РДК. Подробнее – в нашем материале.272777827

Зубы – к экспонатам на полку?

Существует ряд неизбежных проблем, с которыми сталкиваются украинские музеи. И опыт западных стран подсказывает, что с годами этих проблем не станет меньше. Среди европейских государств Украина занимает лидирующее место по количеству музеев, финансирующихся из госбюджета. Прогнозируется, что поступление бюджетных средств на содержание «обителей муз» будет только сокращаться. Такая ситуация наблюдается в Грузии. Ещё раньше прекратили финансирование музеев из госбюджета в Великобритании. Государство поддерживает эти учреждения лишь идейно. А вот о средствах на содержание строений, архивов и выставочных предметов приходится заботиться самим музейщикам. И чтобы не «сложить зубы на полку» к остальным экспонатам, им приходится много трудиться.

Так мы плавно подходим к другой проблеме – низкой посещаемости музеев и вообще малой осведомлённости местных жителей о том, где таковые находятся и что там в них на обозрение выставляется. Эксперты, изучающие эти вопросы, даже выделяют особые группы людей, которые, скорее всего, не то что не бывали в музеях и не планируют в них пойти, но даже не знают, где они находятся. В такие группы, к примеру, попадают, в первую очередь водители маршруток. Поразительно, но довольно много людей, согласно опросам, никогда не бывали в музеях. Кто-то и хотел бы отправиться в «Дом муз», но не знает, где расположен ближайший. И касается это не только людей приезжих.

Ввиду надвигающегося сокращения финансирования, возможно, единственным источником средств на содержание музея и даже зарплату работникам станет именно поступление денег от экскурсантов. А чтобы музей продолжил свою работу, необходимо привлечь внимание к нему как можно большего числа посетителей и как можно шире популяризировать учреждение для информирования местного и приезжего населения. Как правило, одной лишь вывески «Краеведческий музей» для этого слишком мало.

Что у нас есть такого, чего нет у других?

Это вопрос, который стоит задать первым, формируя привлекательный имидж музея.

– Схема проста, – рассказывает руководитель проекта URBAN COYC архитектор Сергей Дяченко. – В музее выбираем обычно не более пяти предметов, которые можно найти только в данном учреждении, затем обыгрываем их историю и «выносим» в город в символах, знаках, скульптуре. Я убеждён, что город может и должен сам себя популяризировать. В Геническе очень активны ребята из молодёжного объединения stART, которых привлёк старинный патефон. Они готовы разработать и представить вниманию геничан небольшую театральную постановку с «участием» этого экспоната, которую можно будет показать, к примеру, ко Дню освобождения города. А ведь это и неформальная подача информации, что только приветствуется, ведь привлекает гораздо больше внимания, нежели приевшийся стандартный официоз.

Коллекции, которые хранятся в музеях, это собственность и гордость общины. И среди прочих «стандартных» экспонатов, как правило, всегда есть совершенно оригинальные предметы, которые уходят на второй план и размываются за вывеской «Краеведческий музей». Это может быть предмет, интересный либо визуально, либо своей историей. В каждом музее есть такой предмет, но зачастую, его «не видно и не слышно». «Фишкой» Генического музея Сергей считает деревянное носовое украшение славянского корабля, датированного XI-ХIIвв., которое обнаружили в проливе Тонком во время проведения работ по его углублению в 1987 году.272777806

На основе этого экспоната можно проводить целую массу интерактивных занятий. К примеру, детям во время экскурсии можно выдать листы бумаги и предложить нарисовать корабль, который, по их мнению, и могла украшать эта скульптура. Как мог выглядеть сам корабль? Насколько большим по сравнению с судном было украшение? Каким был парус? Такие мероприятия нарушают монотонность привычных экскурсий и привлекают больше внимания. Зарубежные музеи, перешедшие с государственного финансирования на вольные хлеба, уже давно поняли, что для привлечения экскурсанта можно использовать музыкальные номера, театральные постановки, перформанс, изготовление совершенно оригинальных сувениров с привязкой к местности. Также интересны мероприятия, называемые «Ночь в музее», которые стали пользоваться особой популярностью после выхода на киноэкраны одноименной ленты. Обычно такие «Ночи» – то есть бесплатное посещение музея в ночное время суток, проводятся накануне Всемирного дня музеев.

Для тех, кто ещё не знает

Генический краеведческий музей находится по адресу: г. Геническ, ул. Возрождения (Петровского), 1 (рядом школа эстетического воспитания, прокуратура, здание бывшего треста, площадь Возрождения). Экскурсии проводятся в рабочие дни с 9.00 до 17.00.

Выставка одного экспоната

Этот приём пусть и напоминает выражение «В театр одного актёра весь билет продан»с немалой долей иронии, тем не менее, пользуется успехом. Как следует из названия, целый музейный зал, который обычно принято до отказа заполнять выставочным материалом, посвящается не просто одной теме (как, например, «Зал боевой славы»), но в буквальном смысле одному экспонату, вокруг которого и вертится вся экскурсия. В качестве наглядного применения этого метода можно привести экспозицию Белозёрского музея (Херсонская обл.), посвящённую уроженке села Ольге Ивановне Скороходовой, которая потеряв вследствие заболевания менингитом зрение и слух, стала учёным-дефектологом, литератором, кандидатом педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР, являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником, создала ряд научных работ по проблемам развития, воспитания и обучения слепоглухих детей.

Помимо того, что её биография не может оставить равнодушным, белозёрские музейщики нашли массу способов привлечь посетителей интереснейшей подачей материала и интерактивом. Экспозиция выполнена в виде шкафа, ящики и дверцы которого под сопроводительную речь экскурсовода поэтапно открываются, демонстрируя посетителю всё новые и новые грани личности и быта слепоглухонемой, подобно тому, как она сама заново открывала для себя этот мир.

Интерактив предполагает полное погружение в мир слепых и глухих. Экскурсанту, предварительно завязав глаза и закрыв уши, предлагается определить предметы и вещества по запаху. Выставлены в зале и закрытые коробки, наполненные различными предметами. Запустив в них руки, посетитель старается определить, что ему попалось. Дети с завязанными глазами стараются пересчитать деньги и вычислить достоинства монет.

 

Также музейщики подготовили целый ряд вопросов, касательно людей с повреждениями слуха и зрения, ответить на которые оказывается не так-то просто. Вот и вы подумайте, как слепоглухая, находясь в квартире, узнавала, что к ней кто-то пришёл? Кнопка звонка у двери имелась, но в чём был принцип его действия? Ведь ни слышать звонок, ни видеть зажигающийся свет, как это устроено в квартирах слабослышащих, она не могла. Заинтригованы? Ответы вы найдёте в конце этого материала.

Наш проект – это информационная площадка, на которой размещаются интересные факты и особенности культурных явлений нашего региона. Проект тесно сотрудничает с общественностью, а одна из его ниш – Urban COYC исследует проблемы развития городов и поиском возможных решений этих проблем. Урбанистика занимается вопросами обустройства города исходя из потребностей его жителей. Помимо создания инфраструктуры, делающей проживание комфортным, необходимо уделить особое внимание и объектам, где горожане могли бы хорошо провести время. В идеале такое место для отдыха – это ещё и арт-объект (от англ. art – «искусство»), то есть эстетически привлекательное место, некий символ, характеризующий город.

                         Железный мост

Одним из символов Геническа по праву является железный мост. Инициативу турпортала sea-family.in.ua по сохранению этого сооружения, одновременно и богатого фактурно, и обладающего интереснейшей историей, поддержала группа COYC. Как выяснили краеведы, мост, установленный в Геническе, уже дважды путешествовал. Такие мосты строила существующая и поныне венская инженерная фирма «Waagner-Biró», основанная в 1854 г. австрийцем Вагнером и венгром Биро. До своего переезда в Геническ этот мост находился в Беларуси – его построили в годы войны немецкие инженеры над Днепром в городе Орша. А в 1951-м мост перенесли в Геническ, где нужно было восстановить поврежденное транспортное сообщение через пролив Тонкий на Арабатскую Стрелку. Как теперь уже наш объект истории «Железный мост» попал в Беларусь и где был собран впервые – вопрос, на который ещё предстоит найти ответ.14079773_1760563464200166_2235777567640145151_n

– На эти факты следует обратить внимание общественности, ведь можно даже привлечь деньги из-за рубежа, – уверен Сергей Дяченко. – Но городская власть и сами геничане должны поддержать эту инициативу.

«Соусовцы» Встречались с председателем райсовета Андреем Евстратовым и городским головой Александром Тулуповым. В ходе этой встречи обсуждался вопрос использования городских остановок в качестве рекламы музея и «Железного моста». А яркое действо, посвящённое привлечению внимания общественности к мосту, решили провести уже в начале октября.14359015_1298920630127594_8783250355567766722_n 14368906_1298920633460927_7777462982184836920_n

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Да, Генический краеведческий музей, это, конечно, не Лувр, но и нам есть, что показать и местным посетителям, и гостям приезжим. Ожидаем, что такие проекты как «Культура Юга Украины» вдохновят музейщиков на новые идеи и креатив в работе, а это в свою очередь привлечёт как можно больше посетителей и экскурсантов.

А теперь, как и обещали, ответ на вопрос «Как слепоглухая Ольга Скороходова узнавала, что к ней пришли?» Кнопка звонка приводила в движение небольшой вентилятор и когда женщина чувствовала движение овевающего её воздуха, она понимала, что кто-то ожидает у двери квартиры.

 

НИКОЛАЙ ГОРОДЕЦКИЙ, “Приазовская правда” №37 от 15 сентября 2016 года

Фото: Сергей Поляков, Алексей Мирошников