Полтора столетия пронзающий тьму Генический маяк

Все знают, что Геническ – это город-курорт, и летом сюда приезжают тысячи туристов, которые хотят отдохнуть и позагорать на пляже, омываемом тёплым Азовским морем. И это замечательно, что город туристически привлекателен. Но это не единственная его привлекательная сторона. У него есть богатая история и славен он своими историческими памятниками, о которых в преддверии 232-го Дня рождения Геническа мы продолжаем свой рассказ. В этот раз речь пойдет о Геническом маяке. Генический маяк

В городе есть порт, который почти не функционирует в сравнении с былыми временами, когда работа шла полным ходом. Около двадцати лет назад из стран Черноморья сюда ещё приходили корабли с различными грузами (старожилы помнят суда, наполненные мандаринами). Безопасное прибытие в Геническ кораблям обеспечивал маяк, луч которого, пронзая ночную темень над морем, своим светом помогал рыбакам и морякам определить, где находится вход в порт. Маяк смело можно считать одним из символов мореплавания вообще и нашего приморского городка в частности. Ведь недаром это сооружение изображено на гербе Геническа, что подчёркивает его значимость в жизни города.

Из Википедии

История и сегодняшний день сооружения

В первой половине XIX столетия в юго-западной части Азовского моря судоходство было развито плохо. В «Лоции Азовского моря и Керченско-Еникальского пролива» (лоция – предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы – ред.) 1854 года сказано: «По своему виду южный и западный берега Азовского моря представляют собой резкую противоположность Черноморью в глазах мореплавателя. Южный берег от Арабата на протяжении 45 миль возвышен. Западный от Арабата до Геническа на 58 миль обтянут ровной песчаной косой, называемой Арабатской Стрелкой. Единственные их порты Арабат и Геническ весьма редко посещаются даже каботажными (коммерческими грузовыми или пассажирскими) судами». Поэтому маяки тут не строили.

В 70-х годах XIX века в связи с усиленным развитием мореходства и морской торговли возникает необходимость строительства маяка для создания безопасных условий судоходства в Азовском море и Утлюкском лимане. В 1874 году по заданию Российского общества пароходства и торговли в Азовском и Чёрном морях с целью промера глубин и течений акваторий морей работает гидрографическая экспедиция. Руководил экспедицией капитан барон Фердинанд Фердинандович Врангель (1844-1919 гг.) – гидролог, метеоролог, историк и участник русско-турецкой войны. Во время экспедиции его суда заходили в Геническ для пополнения припасов, и согласно рекомендациям барона в Геническе был установлен береговой маяк, автором проекта которого был инженер Эдуард Иванович Тотлебен.

Маяк строили французские специалисты по заказу морского министерства Российской империи в 1877-1879 гг. Он представляет собой двухэтажный дом с башней маяка. Высота над уровнем моря – 25,4 метра. В ясную погоду он светит на 15 миль. Тогда же на маяк был установлен купленный во Франции маяковый аппарат Фленеля (специальные линзы, которые используются для улучшения свечения огня маяков). Свет маяка красный, постоянно светит в сторону входа с моря на Генический рейд. Само строение можно встретить в работах местных художников и фотохудожников, внешний вид сооружения сохранился до наших дней без внешних изменений.

C 2007 года проблесковый огонёк на башне не работал, но с 30 марта 2015 года его эксплуатация возобновлена. В данный момент маяк подчиняется Николаевской государственной гидрографии и продолжает функционировать, обеспечивая безопасность суден подходящих к портопункту Геническ. Является исторической памяткой XIX века.

Автор: Артём ЮРЧЕНКО по материалам музейных архивов и выпусков «Приазовской правды» прошлых лет.

 Фото: Алксандра КОСЕНКО