Мост в будущее: как Геническ обзавелся символом города

Все началось с «Арабатской стрелки блоггеров». В мае 2016 года на косу, часть которой входит в состав Херсонской области, а другая – принадлежит Крыму, со всей Украины съехались блоггеры, чтобы оценить потенциал региона и подготовку к туристическому сезону.14192800_1780443512213890_7069968529960795253_n

Среди прочих красот меня и Сергея Дяченко (инициативная группа «Urban COYC», Херсон), участников съезда блоггеров, заинтересовал старый железный мост над проливом Тонкий близ Геническа, курортного городка на берегу Азовского моря.

Местный блоггер и наш проводник Денис Стеценко сообщил, что мост немецкий и официально не эксплуатируется, хотя частный транспорт вовсю мотался по нему туда-сюда. А еще Денис сообщил, что это инженерное сооружение фантастической красоты хотят сдать в металлолом.

Неравнодушные местные жители и заезжие активисты начали бить тревогу. Перед нами был объект, нуждающийся в спасении и способный объединить разные силы, став символом ревитализации Геническа.

Для спасения моста мы прибегли к резонансной культурной акции в рамках Культурно-образовательной академии–2016, организованной Гете-Институтом. Так мы вновь очутились в Геническе, чтобы реализовать проект «Мост в будущее».

ТАЙНЫ ИСТОРИИ

Обследование моста началось с приключения в духе времени. Когда мы прибыли в город в День независимости, на мосту уже работала команда экспедиции медиа-проекта Ukraїner – операторы снимали пролив с помощью квадрокоптера.

Не успели мы познакомиться, как заметили на материке резво направлявшихся в сторону моста пограничников и их же «бобик», мчащийся уже по самому мосту.

Мы составляли проект в полной уверенности, что мост немецкий. Считалось, что дата его создания была неизвестна, равно как и место первой установки этой конструкции. В 1942 году мост будто бы установили на Днепре в Беларуси, а в Генический пролив транспортировали в 1951.Нас ловко оцепили и начали выпытывать про цель этих съемок, так как приняли за диверсантов, не постыдившихся сканировать приграничную территорию в праздник. Впрочем, все обошлось, и вскоре мы отправились встречать свою команду – херсонского художника Александра Жуковского и одесского фотографа Сергея Полякова.

Впрочем, в процессе работы мы выяснили, что мост вовсе не немецкий. Основательно порывшись в интернете, мы обнаружили, что подобные мосты строила венская инженерная фирма «Waagner-Birо», основанная в 1854 году и занимающаяся разнообразными металлоконструкциями.

Эта фирма существует до сих пор – она участвовала в строительстве нового купола над Бундестагом в Берлине, купола Британского музея в Лондоне, сцен для Сиднейской оперы и еще сотен современных архитектурных шедевров.

Накануне Первой мировой молодой австрийский инженер Фридрих Рот предложил фирме конструкцию сборно-разборного железнодорожного моста, который требует минимум монтажной техники и времени. Так появилась Roth-Waagner system для быстрой замены старых деревянных мостов.

Как генический экземпляр попал в Беларусь и где был собран впервые – по-прежнему неизвестно. Музейщики утверждают, что на мосту была табличка с клеймом производителя и ее даже трогал руками местный (ныне покойный) краевед, но сфотографировать не догадался. Мы обследовали мост вдоль и поперек, но табличку так и не нашли.

В ответ на официальный запрос головной офис «Waagner-Biro» сообщил, что конкретной информации именно по этому мосту нет, но конструктивно он идентичен их мостам. К ответу приложили подробные техописания с иллюстрациями и архивными фотографиями.

Так была придумана мини-акция по реконструкции сюжета фотографии 100-летней давности, где на мосту, копии генического, стоит группа военных инженеров в разных позах. В качестве современных двойников пригласили главу районного совета Андрея Евстратова мэра Геническа Александра Тулупова, райсовет и руководителей коммунальных служб.

Участие в акции вызвало бурю восторга – никогда еще чиновники не приобщались к истории в такой необычной форме.

ПРОВЕРКА ПОЧВЫ

Военные с нами смирились, с интересом наблюдая за нашей суетой в свои бинокли. Тем временем, мы решили протестировать конструкцию в качестве выставочного пространства.

Для экспонирования выбрали огромную текстильную работу Жуковского «Паца-бог», то есть «пацанский бог». Этого персонажа, иронично обыгрывающего ценности маргинальных субкультур, художник придумал еще в рамках урбанистических пикников в Херсоне.20161008-img_9333

Тестовая развеска на мосту вызвала фурор в соцсетях: нас уверяли, что в Украине никто не делал ничего подобного. Мы воодушевились и решили готовить выставку в таком формате.

Тем временем, местные активистки Вера Ховрина и Виктория Кадалаева придумали промо-акцию «Селфи с мостом: 100 лет – 100 селфи» к столетию разработки конструкции моста с целью привлечения к проекту местных жителей.

Конкурс проводился в соцсетях и на странице одного из популярных местных интернет-ресурсов. К нему подключились не только геничане, но и херсонцы.

Награждение победителей в разных категориях («Самое романтическое селфи», «Самое рискованное селфи» и так далее) состоялось на открытии выставки.

Фишкой презентации стали два огромных куба с распечатанными фотографиями всех участников конкурса, подвешенные в проемах моста. Успех был невероятный.

МУЗЕЙНАЯ ИСТОРИЯ

Параллельно мы работали в местном краеведческом музее в рамках дружественной программы «Заменим стены открытыми окнами» при поддержке DVV-International вместе с Integration & Development Center (под патронатом Министерства иностранных дел Германии).

В ее рамках мы вместе с местными активистами отбирали артефакты, на основе которых впоследствие будет построена программа спасения и популяризации исторического наследия.

Музей может похвастаться неплохой коллекцией, но нам предстояло отобрать несколько «звездных» объектов, ведь краеведческих музеев в стране множество и стандартным этнографическим набором «глечики-вышиванки» туриста не удивишь.

Самый впечатляющий экспонат, на котором музейные работники почему-то не акцентировали внимание, – носовая часть средневекового корабля в виде головы тура, найденная на дне пролива Тонкий в районе порта. Было решено, что эта редчайшая и, к тому же, красивая вещь еще сыграет свою роль в проекте.

Работа с коллекцией навела на мысль о необходимости музеефикации моста. Идея начать этот процесс с символического жеста принадлежала художнику и куратору херсонского Музея современного искусства Вячеславу Машницкому.

Огромный баннер с надписью «Мост. Waagner-Biro. Projekt 1915. Генический краеведческий музей» украсил мост в день презентации.

Саша Жуковский придумал соответствующий флаг – на куске белой ткани нарисовал тушью голову тура – и этот стяг эффектно развевался рядом с надписью.

В свободное от подготовки к монтажу и исследовательской деятельности время участники нашей группы совершали ночные арт-интервенции в городское пространство.

АРТ-ИНТЕРВЕНЦИИ

Так появились несколько граффити, наклейки с изображением Паца-бога, красочный указатель «На Крым» под мостом и два изображения головы тура. Все это – дело рук Александра Жуковского и дизайнера Славы Лопатто.

Сергей Поляков «сломал» город по-своему, и это, пожалуй, принесло самый неожиданный для нас результат. Четыре дня он изучал местный контекст и выдал серию «Глянцевый» Геническ: археология будущего». Она казалась настолько некомплиментарной, что автор не был уверен, хватит ли нам смелости ее показать.12

В его работах за «курортным» фасадом – следы распада, нелепые изыски наружной рекламы, пугающая угрюмость местных жителей.

Попутно художник решал и другую задачу, напрямую связанную с коллекцией краеведческого музея. Изучив артефакты прошлого, Поляков начал искать в текущей объектной среде намеки на артефакты будущего – то есть предметы, которые будут изучать археологи через сотню-другую лет.

«В своем небольшом фото-проекте я попытался представить некоторые впечатлившие меня фрагменты современного Геническа в виде экспозиции вымышленного музея», – рассказывает Поляков о своей работе.

Наиболее жизнерадостным арт-проектом стал комикс Саши Жуковского, выполненный в технике коллаж и посвященный приключениям Паца-бога на мосту. Показанная в доме культуры серия вызвала живейший отклик и также задержалась в выставочном зале дольше запланированного времени. Вопреки опасениям, горожанам проект понравился, и по просьбе директора местного дома культуры Алены Тютюнник выставку продлили на две недели. Хотя один из местных фотомастеров долго вглядывался в работы, а потом сообщил: «А ведь после такого можно уйти в запой».

И, наконец, главным сюрпризом стал арт-проект «F for fake: мост как единственная реальность» с масштабными баннерами (110 х 160 см), закрепленными на верхних перекрытиях моста.

Над ним работали двое львовских фотографов, участники международных конкурсов Елена Субач и Вячеслав Поляков, а также херсонский фотохудожник Стас Остроус (участник Odesa//Batumi Photo Days Festival 2016). Их работы представляли собой эстетские и весьма ироничные, но фейковые селфи.

На открытии мост стал площадкой для реализации других творческих замыслов, среди которых – contemporary dance в исполнении местного хореографа Владимира Майлуниса и выступление группы «Атеш» из Счастливцево.20161008-img_9259

Финальным аккордом стала постановка местного театра «Ренессансѣ» «Распродажа жизни» с использованием столетней афиши из коллекции музея и баннера с мостом как символом мистической территории, где возможны любые метаморфозы (идея Виктории Кадалаевой, режиссер Вера Ховрина).

ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНД

Напоследок стоит упомянуть о еще одной акции, придуманной членом команды «Urban COYC» Андреем Лустой. Его остроумный проект назывался «Возьми гаечку, не трогай мост». Автор исходил из того, что местные власти часто идут на ухищрения и производят артефакты, идентичные настоящим, дабы избежать разрушения объектов.

Проект заостряет внимание на проблеме разрушения памятников архитектуры и инженерной мысли и дает возможность удовлетворить потребность туристов в сувенирах.

Самые привлекательные детали моста в Геническе – фактурные ржавые гайки, которые так и просятся на вынос. Андрей состарил новые гайки, упаковал их в прозрачные пакетики и снабдил сертификатом подлинности на четырех языках с логотипом «Waagner-Biro».

Гости мероприятия мгновенно расхватали сувениры, а впоследствие их презентовали мэру и главе райсовета Андрею Евстратову – те оценили и юмор, и бюджетность затеи.

После нашей интервенции мост в Геническе вряд ли посмеют демонтировать. Мэр Александр Тулупов не только взял его под свой патронат, но даже заказал серию кружек с его изображением.20161008-img_9287

В районном совете предложили нанести изображение моста на главной площади города – либо перед зданием райсовета на площадке, где стоял памятник Ленину, либо на одном из глухих фасадов в виде мурала. Творческие круги ратуют за проведение у моста регулярного фестиваля музыки и искусств под рабочим названием «Waagner Fest».

С помощью арт-проектов мы «инсталлировали» мост в сознание геничан, и он действительно стал мостом в будущее, которое они теперь смогут строить с пониманием перспектив и возможностей.

Мост как бренд – идеальный промо-продукт, новая реперная точка развития города, выработки новых стратегий.

Барселона получила огромный приток туристов, эксплуатируя наследие Гауди, ведь она – не единственный город с прекрасным климатом и близостью к побережью. Точно так же Геническ не единственный курортный город в Украине. Море, чайки и баркасы есть всюду, а мост Waagner-Biro, безусловно, уникален.

К слову, здесь уже предпринимались попытки брендирования, ничем реальным не закончившиеся. Сейчас у местных активистов появился повод вернуться к этому процессу – в новом формате коммуникации и кооперации. А мы будем на подхвате.

Юлия Манукян, специально для УП.Культура

Текст опубликован в рамках партнерского проекта Goethe-Institut Ukraine и УП.Культура

 Фото: Сергей Офицер, Денис Стеценко, Urban COYC